Возникновение страха
Почему возникает страх? Каковы источники страха?
Ученые полагают, что страх базовый инстинкт живых организмов существует в качестве одной из первичных эмоций (наряду с радостью, гневом и печалью) в том числе людей, и что именно он является ключом к эволюционному развитию каждого вида. Базовыми они называются потому, что являются основой для возникновения других эмоций. Страх бывает биологический и социальный. Существует генетическая склонность к определенным видам страха, например боязнь аудитории. Но у любого человека в определенный момент времени и в определенной ситуации может доминировать и та и другая мотивация. Биологический страх возник гораздо раньше поэтому более сильный.
Основной источник возникновения страха (передается генетически) - инстинкт самосохранения
Т.е. страх возникает именно под его воздействием. «Инстинкт самосохранения — это врожденная форма поведения живых существ в случае возникновения опасности, действия по спасению себя от этой опасности. Реализации этого инстинкта служат такие чувства, как боль и страх. Боль ощущается обычно как аномальное состояние организма, которое необходимо каким-либо образом устранить. Страх заставляет живое существо искать убежища и иногда провоцирует выброс в кровь адреналина. Он позволяет в течение небольшого времени использовать ресурсы организма более полно (увеличиваются силы, с которой могут действовать мышцы, улучшается работа рецепторов и т. п.).» (Wiki). Инстинкт самосохранения не однороден, по составу, он вмещает три инстинкта: 1)самосохранения жизни индивида, 2)самосохранения группы, и 3)самосохранения вида.
Человек это живой организм и он подчинен условиям, по которым живут другие организмы, и соответственно имеет те же источники страха, и также он возникает и протекает Любой организм, чтобы выжить, должен удовлетворять свои основные потребности. «Никакое живое существо не может жить, не удовлетворяя этих потребностей. Они даны вместе с организмом и от него неотделимы. Они наследственны. Они бессознательны.» (Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994). Биологические потребности потребность в пище, половая (в размножении), в самосохранении (индивидуальной самозащиты), другие физиологические потребности: покоя, сна, расходования лишней энергии, удаления из организма лишних веществ и т.д..
Ранговая иерархия
Ранговая иерархия одна из основных источников сохранения вида. Подчинение ранговой иерархии - примитивный инстинкт подчинения более приспособленному, сильному, к окружающей среде, ловкому (у человека как разновидность того же богатому, известному, влиятельному) и т.д. представителю вида. Это обеспечит потомству более высокую степень приспособления к окружающей среде и естественно более высокую степень удовлетворение естественных потребностей. Не зря существует поговорка, относящийся к девушкам, обходи запорожец сзади, а мерседес спереди. Простое желание чтобы тебя заметил богатый, влиятельный самец, это влияние все того же инстинкта сохранения вида, обеспеченный ранговой иерархией. Это вполне естественно, что нарушение иерархической структуры вызывает страх, страх в связи с нарушением ее связан со страхом за себя (примитивный инстинкт самосохранения), эта структура символ развитого общества (группы), кроме этого за потомство (биологическое сохранение вида), и сексуальным. Страх этот стойкий и сидит довольно глубоко поскольку очень древний. В природе более опытный, сильный, приспособленный самец (у некоторых видов самка) обычно бывает вожаком. Следовательно, он обладает лучшими генами, таким образом, от спаривания с этим самцом (самкой) получиться более совершенное потомство. Но некоторые особи покушаются на такую ранговую иерархию (вожака), что вызывает ответную агрессию, ранговая иерархия охраняется всеми членами общества, а в особенности теми кто стоит на вершине ее. Это противостояние между желающими занимать высшую, или более высокую ступень, может привести к смерти вожака или самого покусившегося, ведь сам вожак защищает не только саму структуру, но и возможность спариваться с лучшими самками (а иногда даже просто спариваться), а также всеобщее внимание к своей персоне, человеческие потребности уважении, самоуважении, одобрении, признании и т.д.. Вроде бы просто страх начальника, а как посмотришь, довольно сложно. Но сегодня возможно избавиться от этого страха даже дистанционно.
У животных, и человека инстинкт самосохранения подталкивает их к объединению в группы (или в стада, стаи, рои, косяки). Поведение этих существ, объединяющихся в группы для самосохранения вида, подчиняется в основном двум инстинктам: самосохранению особи и самосохранению вида. В группе легче найти пищу и легче спастись от хищников, пережить непогоду и реализовать другие потребности (например, у человека социальные: потребность в общении, в достижении и т.д.). Поэтому высокоразвитые существа и предпринимают довольно большие усилия для сохранения группы. Существо стремиться прилагать усилия для реализации целей группы (обеспечение всех членов группы удовлетворению основных инстинктов), но стремиться выделиться в группе (физической силой, внешним видом, поведением это важно для продолжения рода), но не настолько, чтобы практически все не одобряли его поведение, поскольку, это может грозить изгнанием из нее. Изгнание из группы резко уменьшает шансы на выживание. Изгнание из группы, неприятие группой тоже вызывает опасения, это также страх довольно древний. Самосохранения вида тесно переплетается и инстинктами групповыми и первичными (удовлетворения основных потребностей). А в процессе естественного отбора особенно важно выживание самого вида, не всех, а, по меньшей мере, нескольких его представителей. Ранговая иерархия играет довольно существенную роль в процессе естественного отбора.
Виды живых организмов, в которых инстинкт самосохранения вида не развит, или развит плохо, исчезли с лица земли. Человек не имеет в себе достаточно мощного инстинкта, который защитил бы его вид от самого себя. Но существует моральный запрет: не убий. Запрет этот существует не только в христианстве, но и в других религиях: некоторых языческих, конфуцианстве, более ярко выражен в буддизме. По существу все развитые религии поддерживают моральные нормы, выработанные в обществе, а, не убей, одна из первейших и важнейших его норм совместного проживания людей.
Инстинкты взаимодействуют и могут быть в конфликте, или поддерживать друг друга. Например, самка лижет детеныша, она массирует тело малыша, это помогает его маленькому организму правильно функционировать, делая это, она подчиняется принципу самосохранения вида. Детеныш просит, чтобы его кормили, но в тоже время он соображает, на него работают законы вида, по которым его обязаны выкормить и вырастить, его поступки подчиняется инстинкту самосохранению особи. В принципе тоже самое происходит и человеком. Другой пример, начались военные действия, на границе с другой страной. Страх самосохранения говорит пограничнику «беги, спасайся», а самосохранение группы надо защищать родину (из этого инстинкта произрастает честь, достоинство и т.д.). Или какая- то инфекционная болезнь, которой может заразиться множество людей, человека изолируют от общества, а он испытывает страх изоляции и т.д.
Понятно, что то, как будет проявляется страх будет зависит и от психологических факторов. Психологические характеристики человека, такие как темперамент, акцентуация, характера, и сам характер в основном зависят от генетики, но включают в себя и воспитание, и окружение (подробнее, о психологии страха).
Естественно, самый сильный страх, это страх смерти. Каждый человек испытывает этот страх, но люди хотят от него отгородиться, потому что она неизбежна, и не понятно, что там за чертой. При всем том, чрезвычайно «жесткие защиты, основанные на отрицании, игнорировании этой данности нашего существования, при определенных обстоятельствах не выдерживают и могут порождать различные формы психической патологии, прежде всего тревожные расстройства, экстремальный рост которых в современной культуре отмечается многими авторами» (Шиньон Ж.М. Эпидемиология и основные принципы терапии тревожных расстройств. Синапс, 1991, № 1). В этом случае поведение человека желающего отгородиться от страха понимается как источник страха, или как его усилитель.
Источники возникновения страха смерти
1) экзистенциальный вакуум: пустое существование, крайний гедонизм, отсутствие цели и смысла в жизни. Пустое существование это не жизнь и не смерть, а что-то среднее между ними. Внутренние чувства человека говорят ему, что это что- то, даже более близкое к смерти, поэтому он острее ощущает ее неизбежность. 2)Отличительными свойством современного образа жизни является культивирование контроля высоких стандартов, порядка. Идея о возможности полного контроля над всеми сферами жизни несовместимы с идеей смерти. Ее нельзя назначить на определенный год, день и час, она может прийти в любой момент. 3) Установка на исключительность, невозможность принять неотвратимые ограничения свойственный всем живым существам. Человек считает себя не таким как все. 4)Еще один источник страха смерти: социальная изоляция, одиночество, и разобщенность людей, которая особенно заметна в больших городах. 5) Не переработанный и не интегрированный опыт столкновения со смертью. Каждый сталкивался с ней, смерь любимого питомца, или бабушки и т.д., что-то другое увиденное. «В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения — фундаментальная задача его развития»